Рубрики
Публикации

Доктринальная легитимация вузов

Доктринальные требования к созданию Академии Консерватизма.

Неконкурентность и продуктивность вузов  

Вузовскую систему кризис волнует уже не один год. Возникшая проблема эффективности — фигура речи для намёка на легитимность, — над всеми вузами подвесила дамоклов меч, который может в любой момент обрушиться.

Но и эффективность проверить невозможно, о чём говорят сами проверки: проверяются столы и стулья, количество профессоров, но не научная и кадровая продуктивность. То есть нет проверки качества производства, что превращает проверку в абсурдное явление: вся страна знает о неэффективности текущих вузов, — до 80% выпускников по профессии не работают.

Руководство страны понимает, что это неэффективная система (мы не говорим уже о криминальных проектах простого выбивания денег фиктивными вузами и филиалами, хотя они создают особый разлагающий климат в стране в целом: возможность купить диплом, не учась, распространяется на всё учебное поле и делает всех участников так называемого процесса образования заложниками лёгкого рубля).   

Если сказать просто, подавляющее большинство вузов просто неконкурентно. А значит не нужно.

Действительно, вуз превращается в торговую точку, причём не своим товаром: он продаёт чужие учебники и чужие программы, не производя ничего своего. При этом на кафедрах пульсируют люди, которые считают себя учёными. Непонятно, на каком основании. Это — референты-преподаватели – не более того. Тогда понятие «высшее учебное заведение» – вуз – неверно и нужно определить как агентство по референции, вполне законно отняв у них понятие «высшее».  

Более того, нынешние вузовские референты борются за часы, а не за научную продуктивность. И это понятно: наука не кормит: она вообще вне критериев оценки вузов. Это значит подавляющее количество диссертаций просто переписанная (причем официально, поскольку требуется перелопать сотни источников, скомпилировав их) имитация, которая не имеет научной новизны вовсе. Бесконечные скандалы, сотрясающие уже не одно десятилетие ВАК, говорят о том, что производство липы стало тотальным. Тестом становится простая вещь: создаёт ли науку, пишет ли защитившийся после защиты? Наше исследование привело к тотальному отрицательному ответу.  

Это значит, что практически все доктора наук не имеют ни школы, ни концептуальных коней, страдая эклектизмом.

Ученый — какого учения?

Давайте зададим современному доктору вопрос: Вы доктор наук – какого учения? Невозможно быть учёным без базового учения. Невозможно назвать науку наукой без учения.  Без доктринального оснащения эти звания нельзя назвать учёными, Советы – научными, а процесс защиты диссертации – научной дискуссией. Они незаконны по определению.

Что бы ни говорилось об учёной системе СССР, при всех ограничениях коммунизма и марксизма – она была. И доктринальная, при всех ограничениях, легитимность была. Но сейчас её нет. В особом положении находятся те, кто получили степени в СССР – по идее, они должны снять с себя степени, поскольку отказались от исходного доктринального основания.  

Доктринальная легитимация и конкуренция

Наличие Учения, Доктрины – главный признак учебного заведения, поскольку понятна система знаний, на котором зиждется вуз. Но дело даже не в этом, а в том, что учение, как явление генеративное, порождающее, даёт перспективу собственного научного производства, без чего научное заведение просто не существует. При всех ограничениях, семиотическая школа в Тарту в советские времена имела такую же доктринальную легитимность, что и марксистские вузы. И это было единственное место в стране, где шла реальная научная работа по лингвистике и знаковым системам, подчёркиваю, при всех ограничениях, перегибах и фантазиях.   

Это значит, в систему образования следует ввести главный критерий эффективности вузов – учение, доктрину, наличие которой позволит вести научный процесс и позволит, кстати, защитить вуз от вопросов об эффективности, поскольку именно научная генеративность будет залогом конкурентности – потому что конкуренция учений сделает конкуренцию вузов реальной. И что, кстати, позволит уравнять в правах федеральные, региональные и местные вузы, которые будут выживать за счет мозгов, а не за счёт близости к бюджету, гарантирующему нужное количество столов в аудитории. Классический пример опять-таки советский Тарту, где научная школа привлекла специалистов и сделала периферийный городок центром филологической мысли страны.